П Р О ГР А М М А Ф О РМ И РО В АН И Я К О М М УН И К А ТИ В Н Ы Х УН И В Е Р СА Л Ь Н Ы Х УЧ ЕБ Н Ы Х УМ ЕН И Й П Е Р В О К Л А ССН И К О В (в условиях Республики Дагестан) 1 Рабочая программа кружка «Учимся общаться» Учитель Арефьева О.М. 2016-2017 уч. год Цель программы: Формирование коммуникативных универсальных учебных умений и профилактика социально- коммуникативных проблем у младших школьников, улучшение психологического климата в классе и в обществе. Задачи программы: 1. Способствовать осознанию детьми необходимости в разных ситуация использовать разные, адекватные, стратегии поведения. 2. Познакомить с разными вариантами поведения в различных ситуациях общения. 3. Формировать и развивать социальные навыки через общение (отработать в процессе моделирования и ролевой игры разные стратегии социального поведения). Этапы реализации программы: 1. Ознакомительный. 2. Практический. 3. Обобщающий. Пояснительная записка Человек усваивает определенные умения и навыки в процессе какой-либо деятельности. На первом году обучения происходит смена ведущего вида деятельности – игры и становление ученика субъектом учебной деятельности. Учебная деятельность – это «деятельность по самоизменению школьника, а продукт этой деятельности – те изменения, которые произошли в самом субъекте. В этом и заключается ее основная особенность» (Д.Б. Эльконин). Поэтому формирование универсальных учебных умений именно в этот период обучения ребенка наиболее актуально. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. И в более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действий учащихся, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. В Концепции федерального государственного стандарта общего образования второго поколения достижение планируемых результатов образования определяется на основе сформированности УУД, под которыми понимаются следующие учебные действия: личностные УУД, включающие в себя самоопределение, смыслообразование и нравственно-эстетическое оценивание; 2 регулятивные УУД, включающие в себя целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку; общепознавательные УУД, включающие в себя логические действия, постановку, моделирование и решение учебной проблемы; коммуникативные УУД, включающие в себя планирование учебного сотрудничества, постановку вопроса, построение речевого высказывания, лидерство и согласование действий с партнерами. Целесообразно поэтому оценивать готовность школьников к обучению на новой ступени образования не только и не столько на основе знаний, умений и навыков, сколько на базе сформированности основных видов УУД. Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться. Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что УУД, как обобщенные действия, открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). В соответствии с культурно-исторической теорией Л.С. Выготского коммуникативная деятельность определяется как «взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата» (М.И. Лисина, 1986). Значительной вехой в развитии коммуникативной деятельности является формирование у детей “способности к согласованным действиям с учетом позиции другого”, которая рассматривается в качестве основного новообразования дошкольного возраста в сфере сотрудничества (Г.А. Цукерман, 1993). Соответственно коммуникативная компетентность – это умение ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения (Петровская, 1982). В коммуникативную компетентность в качестве первейшего компонента входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения и поведения, владение «техникой» общения (правилами вежливости и др.). 3 Концепция формирования универсальных учебных действий и компетентностный подход определяют формирование и развитие коммуникативной компетенции в качестве и цели промежуточного результата обучения. В содержание понятия коммуникативной компетенции входят: языковая компетенция: владение языковым материалом для его использования в речевых высказываниях; социолингвистическая компетенция: способность использовать языковые единицы в соответствии с ситуациями общения; дискуссионная компетенция: способность понимать и достигать связности в восприятии и порождении отдельных высказываний в рамках коммуникативно-значимых речевых образований; речевая компетенция: способность понимать текст, предъявляемый зрительно и со слуха (чтение, аудирование), и порождать речевое высказывание (говорение, письмо); информационная компетенция: способность ориентироваться в различных источниках информации (словарях, справочниках) и использовать их в учебной деятельности; социокультурная компетенция: степень знакомства с социокультурным контекстом функционирования языка; социальная компетенция: способность и готовность к общению (интерактивный аспект обучения). Коммуникативный подход обеспечивает формирование и развитие готовности к общению, что очень важно в условиях Дагестана, где дети обучаются в школах со смешанным составом на русском языке, который является для них неродным; он приводит к соблюдению этикетных норм, умению социально взаимодействовать, проявлять интеллектуальные, познавательные, творческие способности. Коммуникативные универсальные учебные умения даже при наличии соответствующих предпосылок складывается не сразу, его становление происходит под руководством учителя непосредственно в процессе обучения. 4 Рекомендации для учителя Игра - это радостное самочувствие, активный жизненный тонус, интуиция, импровизация, воображение, эмоциональность, сотрудничество. Необходимо взаимодействие в системах «учитель-ученик» и «ученик-ученик». С помощью игры можно моделировать жизненные и проблемные ситуации. В процессе игры учащиеся используют, прежде всего, свой личный опыт, а также свои представления об опыте разыгрываемого героя, т.е. через подражание формируется своеобразная цепочка действий. В ходе игры учащиеся не копируют своего героя, а подражают ему. Включение игры в учебно–воспитательный процесс помогает повысить интерес к социальной ситуации, наполняет эмоциональными переживаниями, стимулирует деятельность учащихся. В игре проявляются многие качества личности. Приступая к занятию, нужно сразу почувствовать настроение учеников: есть ли у них желание узнать что-то новое, или, наоборот, они утомлены и ничем не интересуются. Необходимо создать атмосферу радости, которая поможет насладиться общением, получить заряд жизненной энергии. Занятия включают в себя игры, в которых необходимо создать условия, способствующие активному вниманию всех учащихся в общеобразовательной деятельности, которая возникает в группе, при использовании социального моделирования, т.е. проигрывания ситуаций. Для этого необходимо: Создать атмосферу к сотрудничеству Создать благоприятный эмоциональный фон Учесть индивидуальные мнения учащихся Опора на групповой опыт Свободный выбор личных решений Обязательная активность учащихся Получение знаний через прямой опыт обучаемых 5 Тематическое планирование № Содержание занятия 1 Количество часов Введение в тему занятий «Я учусь общаться». 1 2-3 Методика «Левая и правая сторона» Ж. Пиаже 2 4-5 Методика «Братья и сестры» Ж. Пиаже 2 6-7 Методика «Рукавички» Г. А. Цукерман 2 8-11 Учимся работать в группах. 4 12-15 Учимся представлять свои рисунки. 4 16-17 Что такое общение. 2 18-21 Делимся умением общаться. 4 22-27 Умение общаться. 6 28-33 Учимся высказывать своё мнение. 6 34-37 Учимся выслушивать мнение другого. 4 38-41 Учимся формулировать вопросы. 4 42-45 Учимся задавать вопросы. 4 46-47 Викторина 2 48-51 Учимся отвечать на вопросы к ситуациям 4 общения (агрессивное поведение). 52-53 Дом – это моя семья. 2 54-55 Школа – это моя семья. 2 56-57 Люблю мой край родной. 2 58-59 Конфликт и пути его решения. 2 60-61 Учимся быть толерантными. 2 62-63 Мы разные, но мы вместе. 2 Обобщающее занятие. 1 64 6 Махачкала 2010 Махачкала 2016г 7 УДК 371.31 Тетрадь «Я учусь общаться» / О.М. Арефьева. Махачкала, 2016. 19 с. Данная тетрадь включает занятия, которые позволяют развивать у учащихся первых классов Республики Дагестан коммуникативные универсальные учебные умения. Каждое занятие содержит конкретные задания, направленные на формирование следующих коммуникативных умений: высказывать и аргументировать свою точку зрения, уметь выслушивать мнение другого, формулировать вопросы к тексту, вступать в диалог и т.д. Также возможно использование разнообразных заданий, исходя из индивидуальных особенностей детей. Тетрадь может быть использована как специалистами, так и родителями. Рецензент - кандидат педагогических наук А.В. Шаулов © Арефьева О. М., 2016 8 Пояснительная записка Уважаемые родители и педагоги! Ваши дети учатся в первом классе, овладевают учебной деятельностью, продуктивность которой обеспечивают универсальные учебные умения. Коммуникативный подход в обучении гарантирует формирование и развитие готовности к общению, приводит к соблюдению этикетных норм, умению социально взаимодействовать, проявлять интеллектуальные, познавательные, творческие способности. Чтобы избежать затруднений в общении, необходимо ребенка научить этому, то есть помочь ему овладеть коммуникативными универсальными учебными умениями, что позволит повысить уровень самостоятельности ученика и обеспечит ему успех в обучении. Предлагаемый комплекс занятий рассчитан на учащихся первых классов общеобразовательных школ Республики Дагестан. Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий не только текст для чтения и обсуждения на развитие коммуникативных универсальных учебных умений, но и на развитие познавательных способностей первоклассников. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, включены физкультминутки, которые позволят сделать работу детей менее утомительной и динамичной. Возможна вариативность при построении заданий, исходя из особенностей класса. Материалы каждого занятия занимают один лист учебного пособия. На одной странице представлены конкретные задания для проведения занятий, на другой - учитель может использовать задания, направленные на развитие способностей младших школьников, учитывая по своему усмотрению особенности детей. Предлагаемая рабочая тетрадь может также использоваться и как дополнительное средство развития коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников непосредственно на уроках чтения. Желаем успехов! 9 Нарисуй свой портрет Это Я___________________________________________________________ Напиши своё имя 10 Занятие 1. Общение Принятие правил при общении 1. При общении с другими людьми умей поддерживать разговор. 2. Понимай, что возможны различные точки зрения на какой-либо предмет или вопрос. 3. В ходе общения выбирай нужные слова, используй мимику и жесты для выражения своих мыслей. 4. Умей обосновывать собственное мнение. 5. Умей договариваться, находить общее решение. 6. Умей аргументировать свое предложение, убеждай и уступай. 7. Внимательно слушай собеседника. 8. Умей высказывать своё мнение, даже если оно отличается от других. 9. Сохраняй доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликтных интересов. 10.Умей с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера. Задание 1. Напиши три самых важных для тебя правила общения, которые мы приняли на занятии. Если ты ещё не умеешь писать, расскажи о них взрослым, пусть они запишут их здесь. 1.___________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ 2.___________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ 3.___________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ 11 Занятие 2. Что такое общение? Задание 1. Люди общаются между собой. Прочитай умения, с помощью которых они общаются. Раскрась каждый кружок своим цветом. Мои умения для общения использовать жесты улыбаться слушать сопереживать отвечать на вопросы благодарить просить договариваться задавать вопросы принимать мнение партнера 12 Занятие 3. Делимся умением общаться Задание 1. Нарисуй здесь Аминат и Магомеда. Подпиши под рисунками, какие умения общения им помогли высказать своё мнение. Если ты ещё не умеешь писать, расскажи о них взрослым, пусть они запишут их здесь. Задание 2. Как Аминат узнала о мнении Магомеда? Прочитай начало предложения. Аминат узнала о мнении Магомеда, потому что он смог ____________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ Как, по твоему мнению, лучше закончить предложение? Выбери те слова, которые тебе больше нравятся, и допиши предложение: – сказать о нём, – задать вопрос, – прислушаться, – улыбаться. 13 Занятие 4. Умение общаться Задание 1. Прочитай стихотворение. Ответь на вопросы. Р. Кудашева День прошёл… Бегут гурьбой Наши школьники домой. Рады все, развеселились: – Ах, как славно мы учились! – Я две сказочки прочла! – Я все пальчики сочла!.. – Я писала всё в тетрадку!.. – Я срисовывал лошадку!.. – Завтра мы пойдем опять: Как бы только не проспать! Вопросы. Этим школьникам понравилось учиться? Что они делали в школе? Чем вы занимаетесь на уроках? Обсуди с соседом по парте. Вам нравится учиться? Какие уроки вам нравятся? Почему? Задание 2. Нарисуй, чем ты занят в школе. Подпиши под рисунком свои действия. Если ты ещё не умеешь писать, расскажи о них взрослым, пусть они запишут их здесь. Задание 3. Прочитай и попытайся объяснить пословицу. Учись доброму, худое на ум не пойдёт. Работу с пословицей выполняем по памятке. ПАМЯТКА 1.Внимательно прочитай пословицу. 2.Выдели в ней слова, важные для понимания смысла. 3.Подчеркни слова, употребленные в переносном значении. 4.Сделай выводы: скажи своими словами, как ты понял пословицу. 14 Занятие 5. Умение общаться Задание 1. Прочитай рассказ. Ответь на вопросы. В. Драгунский Школьные слова Я, когда не учился, совсем глупый был. Я знал очень мало слов. Например, я знал слова: мама, папа, чур не я, в лесу родилась ёлочка. И ещё знал слов девять или десять. А в школе все новые слова: доска, мел, учитель, класс, парта, звонок, горячий завтрак. Это очень интересно! Вопросы. С какими новыми словами ты познакомился в первом классе школы? Обсуди с соседом по парте. Какими школьными вещами вы пользуетесь чаще всего? Какие из них вам нравятся больше? Почему? Задание 2. Нарисуй здесь школьные принадлежности. Подпиши под рисунками, какие школьные принадлежности помогают тебе в общении. Если ты ещё не умеешь писать, расскажи о них взрослым, пусть они запишут их здесь. Задание 3. Прочитай и попытайся объяснить пословицу, пользуясь памяткой. Хорошее слово всегда к месту. 15 Занятие 6. Умение общаться Задание 1. Прочитай сказку. Ответь на вопросы. Выскажи своё мнение, чему учит эта сказка? Две козы (сказка) На узенькой горной тропинке встретились две козы. Налево гора, как стена, направо - глубокая пропасть. Задумались козы: «Как тут быть?» Одна коза легла и плотно прижалась к земле. А другая осторожно через неё перешла. И обе остались целы. Вопросы. Где встретились козы? Что с ними случилось? Как поступили козы, чтобы решить сложную задачу? Обсуди с соседом по парте. Всегда ли так поступают люди в сложных ситуациях? Какие примеры из жизни вам известны? Задание 2. Физкультминутка «Встреча друзей» Соответственно тексту стихотворения дети соединяют кончики пальцев левой и правой рук, а затем, изображая рога, вперед выставляют мизинцы и указательные пальцы одновременно. Встретились два котёнка и поздоровались: «Мяу-мяу». Встретились два щенка и поздоровались: «Гав-гав». Встретились две лошадки и поздоровались: «И-го-го». Встретились два котёнка и поздоровались: «Мяу-мяу». Встретились два тигрёнка и поздоровались: «Р-р-р». Встретились два быка и поздоровались: «Му-у-у! Смотри, какие рога, забодаю, забодаю!» Используя какие слова вы здороваетесь? Задание 3. Прочитай и попытайся объяснить пословицу, пользуясь памяткой. Хорошее слово всегда к месту. 16 Занятие 7. Учимся высказывать своё мнение Задание 1. Прочитай сказку. Ответь на вопросы. Выскажи своё мнение соседу по парте, чему учит эта сказка? Солдат (сказка) Горел дом. А в доме остался ребёночек. Никто не мог войти в дом. Солдат подошёл и сказал: – Я войду. Ему сказали: – Сгоришь. Солдат сказал: – Два раза не умирать, а раз не миновать. Вбежал в дом и вынес ребёночка. Вопросы. Почему солдат решил войти в горящий дом? Обсуди с соседом по парте. Кто, по-вашему, солдат – герой или нет? Почему? Задание 2. Нарисуй здесь, как можно сообщить о пожаре. Подпиши под рисунком, какие действия помогут тебе в сообщении. Если ты ещё не умеешь писать, расскажи о них взрослым, пусть они запишут их здесь. Задание 3. Прочитай и попытайся объяснить пословицу, пользуясь памяткой. Недоброе слово больней огня жжёт. 17 Занятие 8. Учимся высказывать своё мнение Задание 1. Прочитай стихотворение. Ответь на вопросы. Выскажи своё мнение, чему учит это стихотворение? К. Жанэ Братишки Купила по книжке братишкам. Один прочитал свою книжку. Другой разорвал свою книжку. Купила братишкам по книжке, Но разные были братишки. Вопросы. Как братишки читали книжки? Обсуди с соседом по парте. Как вы думаете, понравилось ли такое «чтение» старшим? Что они могли сказать? Задание 2. Физкультминутка. Дидактическая игра «Настроение». Учитель читает стихотворение, по ходу которого ученики показывают те чувства, о которых сказано в нём: Бывают чувства у зверей, У рыбок, птичек и людей. Влияет, без сомнения, На всех нас настроение. Кто веселится? Кто грустит? Кто испугался? Кто сердит? Рассеет все сомнения Азбука настроения. Задание 3. Прочитай и попытайся объяснить пословицу, пользуясь памяткой. Возьми книгу в руки – и не будет скуки. 18 Занятие 9. Учимся высказывать своё мнение Задание 1. Прочитай басню. Ответь на вопросы. Выскажи своё мнение, чему учит эта басня? Л. Толстой Собака и её тень (басня) Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидела она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт. Она бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а своё волною унесло. И осталась собака без мяса. Вопросы. Что несла собака в зубах? У кого собака решила отобрать мясо? Обсуди с соседом по парте. Как вы думаете, почему собака осталась без мяса? Задание 2. Физкультминутка-игра «Кузнечики» Дети выполняют движения по тексту стихотворения. Поднимите плечики, Прыгайте, кузнечики, Прыг-скок, прыг-скок. Сели, травушку покушаем, Тишину послушаем. Тише, тише, высоко, Прыгай на носках легко. Задание 3. Прочитай и попытайся объяснить пословицу, пользуясь памяткой. От худого слова навек ссора. 19 Занятие 10. Учимся выслушивать мнение другого Задание 1. Прочитай рассказ. Ответь на вопросы. Выслушай мнение соседа по парте, чему учит этот рассказ? Я. Тайц Кубик на кубик Маша ставит кубик на кубик, кубик на кубик, кубик на кубик. Построила высокую башню. Прибежал Миша: – Дай башню! – Не дам! – Дай хоть кубик! – Один кубичек возьми. Миша протянул руку – и хвать самый нижний кубик! Миг – трах – тарарах! – и вся Машина башня развалилась. Вопросы. Чем была занята Маша? Как Миша выразил просьбу? Обсуди с соседом по парте. Как вы думаете, почему Машина башня развалилась? Задание 2. Физкультминутка-игра «Жук» На лужайке, на ромашке, Жук сидит в цветной рубашке. (Дети приседают.) Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Я с ромашками дружу. (Дети встают.) Тихо по ветру качаюсь, (Дети наклоняются влево, вправо.) Низко-низко наклоняюсь. (Дети наклоняются.) Вопросы Есть ли у вас друзья? Обсуди с соседом по парте. Кого можно назвать другом? Почему? Задание 3. Прочитай и попытайся объяснить пословицу, пользуясь памяткой. Доброе слово дом построит, а злое слово разрушит. 20 Занятие 11. Учимся выслушивать мнение другого Задание 1. Прочитай стихотворение. Ответь на вопросы. Выслушай мнение соседа по парте, чему учит это стихотворение? В. Левин Первый урок Воробьиха воробьёнка Выводила погулять. По дороге потихоньку Стала мама объяснять: – Это крошка. Это кошка. Это Лёшино окошко. Лёшка любит нас с тобой, Лёшка кормит нас зимой. Вопросы Почему воробьиха решила показать воробьёнку Лёшино окошко? Обсуди с соседом по парте. Как вы заботитесь о птицах? Задание 2. Физкультминутка-игра «Воробей». Воробей живёт под крышей. В тёплой норке домик мыши. У лягушки дом в пруду, Домик пеночки в саду. – Эй, цыплёнок, где твой дом? – Он у мамы под крылом. Задание 3. Прочитай и попытайся объяснить пословицу, пользуясь памяткой. Слово – ключ, которым открывают сердца. 21 Занятие 12. Учимся формулировать вопросы Задание 1. Прочитай стихотворение. Река Кура Эй, Кура, Ты куда? Ты куда бежишь, Кура? Наше поле, сад и дворик Поливать тебе пора. А. Шаик Эй, Кура, Ты куда? Холодна твоя вода. Нам в воде не будет жарко— Нас купать тебе пора! Эй, Кура, Ты куда? Не играй одна с утра. Вместе с нами, вместе с нами Поиграть тебе пора. С соседом по парте поупражняйтесь в формулировке и постановке вопросов. Задание 2. Научись быстро и четко рассказывать скороговорку. Потренируйся с соседом по парте. Орёл на горе, Перо на орле. Орёл под пером, Гора под орлом. Задание 3. Прочитай и попытайся объяснить пословицу, пользуясь памяткой. Доброе слово человеку как дождь в засуху. 22 Занятие 13. Учимся задавать вопросы Задание 1. Прочитай и отгадай загадку. Выскажи своё мнение, с помощью каких слов можно задавать вопросы? Загадка козлёнка – Загадку знаешь, Кот - котёнок? – О ком, о чём, – А погляди-ка На быка, Зачем он смотрит Свысока? Копытца у меня Да ножки, Да махонькие Рожки- крошки, А у него, Как столб, нога, Такие страшные Рога! (Лак.) С соседом по парте поупражняйтесь в постановке вопросов. Задание 2. Физкультминутка-игра «Мяч». Дети выполняют движения по тексту стихотворения. Хоп! Хоп! Хоп! Мы играем в мяч. Топ-топ-топ! Мы несёмся вскачь. Вверх, вверх, вверх Мяч подбросишь раз! Эх, эх, эх, Не догонишь нас! Скок-скок-скок! Дружный топот ног. Стоп! Стоп! Стоп! Стой, замри, дружок! Задание 3. Прочитай и попытайся объяснить пословицу, пользуясь памяткой. Словом человека ранить можно. 23 Занятие 14. Обобщающее занятие Задание 1. Допиши предложения: Настоящие собеседники…__________________________________________ ____________________________________________________________ Мой лучший собеседник…__________________________________________ ____________________________________________________________ Хороший собеседник…_____________________________________________ ____________________________________________________________ Задание 2. Нарисуй, как ты общаешься со своими одноклассниками. Можешь подписать их имена. 24 Библиографический список 1. Архипова Ю.С., Комолова Н.Д., Рязанова Д.В., Чал-Борю В.Ю.Уроки психологии в 1-м классе. Жизненные навыки.- М.: Генезис, 2004.-55 с. 2. Волков Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться / Б.С. Волков. - М.: Академический проект, 2004. - 143 с. 3. Жиренко О.Е., Полещук В.Ф., Обухова Л.А. Тренажер по русскому языку для начальной школы. Пословицы и поговорки. – М.: Изд-во «Ювента», 2007. – 96 с. 4. Козлов Э., Петрова В. Азбука нравственности. Помни о других – ты не один на свете// Начальная школа. – 2005. №1 С.48-52 5. Колесникова Е.В. Развитие интереса и способности к чтению у детей 6 – 7 лет: Учебно – методическое пособие к рабочей тетради «Я начинаю читать». – М.: Изд-во «Ювента», 2008. – 111 с. 6. Пятак С.В. Читаю слова и предложения (для детей 6-7 лет). - М.: Эксмо, 2007. С.11. 7. Сиххат А., Шаик А. Соловьята. – М.: Детская литература, 1983. С.13. 8. Степанова О.А. Игровая школа мышления: Методическое пособие (Серия «Игровые технологии»). - М.: ТЦ «Сфера», 2003. - 128 с. 9. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей: Методическое пособие. - М.: ТЦ «Сфера», 2003. - 128 с. 10. Строкатова С.Л. Возьмемся за руки, друзья! – Волгоград: Изд-во «Учитель», 2009.-144 с. 11. Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2001. - 144 с. 25 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)